СТП "Территория чтения"

СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  
«ТЕРРИТОРИЯ  ЧТЕНИЯ»
(ПОЛОЖЕНИЕ)
  
·                    Актуальность проекта: Общемировая тенденция снижения интереса к чтению дает свои «плоды»  -   это падение уровня грамотности,  ухудшение  владения родным языком, снижение уровня общекультурной и профессиональной компетентности.  Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой, поэтому проблема детского и подросткового чтения стала в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российского государства. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается, что «возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.
В этой связи мы реализуем  проект по пропаганде чтения и книги «Территория чтения».
В борьбе за читающего человека мы осознаем важность единства школы, библиотеки, семьи.  Считая чтение не только путем к одному из важных источников информации, но и основным способом вхождения в культуру, мы делаем важное дело: питаем ум и сердце, защищаем его душу, побуждаем к самосознанию и саморазвитию, содействуем творческой реализации личности и ее жизнестойкости.
  
·         Вид проекта: коллективный, практико-ориентированный, социально-творческий.

·         Участники проекта: обучающиеся, педагоги, родители.

·         Продолжительность проекта: октябрь 2015 – июнь 2016.

  • Цели проекта: Повышение престижа книги и чтения, уровня читательской компетентности, рост читательской активности.

  • Задачи проекта:

-        Развитие детско-взрослой читательской общности: гимназисты – педагоги – семья – библиотека.
-        Проведение комплекса мероприятий, направленных на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.
-        Возрождение традиции семейного чтения.
-        Организация мероприятий, формирующих читательский вкус и воспитывающих мыслящего читателя.
-        Содействие  развитию  библиотеки гимназии как ресурсного информационного  и культурно-просветительного центра.
-        Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.

  • Ожидаемые результаты:

-        Создание  модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения обучающихся.
-        Повышение  интереса к чтению художественной и познавательной литературы
-        Увеличение группы систематически читающих школьников.
-        Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, 
-        Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

  • Реализация проекта:
Этапы проекта
Содержание
 Целевая аудитория
Сроки
1 этап: Подготовительный
Ø   Формирование рабочей группы проекта.
Ø   Разработка основных направлений деятельности по реализации проекта.
Ø    Информирование  коллектива педагогов, обучающихся и родительской общественности о проекте.
Ø   Создание сайта проекта.
Педагоги гимназии
сентябрь
II этап: Практический
«Новое поколение выбирает чтение!»
Ø  Изготовление и расклеивание на территории микрорайона и школы  листовок и демотиваторов о чтении. Конкурс на лучшее «облако слов»  о книге.

Ø  Конкурс на самую оригинальную книжную  закладку (+мастер-класс)

Ø  Флэшбук «Читать – это модно, читать – это мудро! Читайте свободно, читайте повсюду!».

Ø  Включение в репертуар музыкальных коллективов гимназии песен о книге и чтении.

Ø  Фестиваль буктрейлеров «Открытие книги» (+ мастер-класс)

Ø  Видеочасы «Любимая книга на большом экране». Просмотр и обсуждение художественных и мультипликационных фильмов по произведениям русской и зарубежной классики.
5-11 кл



2-4 кл.


Все читательское сообщество

-«-


Обучающиеся


Обучающиеся, педагоги, родители
7-16 октября


12–23 октября



9 октября


В течение года

Ноябрь


В течение года
«Библиотека – открытый мир идей!»
Ø      Конкурс лучших читателей «Золотой формуляр».

Ø      Читательский марафон «От книги – к книге»:
-         «Осень за окном и на страницах книг» (1-4 туры)
-         «Джунгли зовут» (к 150-летию Р. Киплинга) (1-5 туры)
-         «Нам теперь не до игрушек» (к 110 летию со дня рождения А. Барто)

Ø   «Литературная азбука» (интеллектуальная игра)

Ø   Литературная игра по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Ø   Литературная игра по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Ø   Настольная игра «Что за роскошь, что за смысл!» (по творчеству В.И. Даля)

Ø   Чемпионат по чтению вслух, посвященный празднованию Дня Наума Грамотника.

Ø   Интеллектуальная игра, посвященная празднованию Дня Наума Грамотника,  «К истокам литературного слова».

Ø   Серия книжных выставок «Пришел. Увидел. Прочитал»:
-        «Книги, написанные учителями».
-        «Книги разные нужны, книги разные важны».
-        «Иллюстрации и иллюстраторы».
-        Виртуальная экскурсия «Памятники книге»
-        «Афоризмы великих писателей и великих читателей о книге» .
-        «Литературная сибириада».
-        Выставка-игра (буриме) «Зимняя дорога».
-  «Все книги в гости будут к нам» (из фондов ЦГБ).
- «Зеленые двери Земли».
Читатели библиотеки

Обучающиеся
3 кл.
4 кл.
2 кл.


9 кл.


7-8 кл.

9 кл.


6 кл.


9-10 кл.


8 кл.



Все читательское сообщество
В течение года


1 четверть
2 четверть
3 четверть


Октябрь


Ноябрь

Ноябрь


Декабрь


Декабрь



В течение года
Волонтерское движение  «Меняем книгу  на улыбку»
Ø   Встречное волонтерское движение.  Прочитав книгу, можно дать   ей вторую жизнь – подарить школьной библиотеке. Библиотека, в свою очередь, дарит книги и журналы своим читателям.
Все читательское сообщество
Октябрь
«Дерево читательских удовольствий»
Ø   «Дерево читательских удовольствий» - это возможность дать эмоциональный отклик на прочитанную книгу,   прикрепив красочный стикер на веточку дерева.
Все читательское сообщество
В течение года
«Книжная регата»
Ø    Составляем рейтинг любимых книг -  «кораблей мысли» (Ф. Бэкон)
Все читательское сообщество
В течение года
Литературный десант «2015»
Ø     Посвящается году литературы в России.  «2015» - 2015 минут о литературе за рамками школьной программы.  10-минутки общения о лучших книгах, выдающихся авторах  мировой литературы.
2-11 классы
Еженедельно в течение года
 «Читайте с нами, читайте сами, читайте лучше нас!»
Ø     Час тихого чтения «Мы нашли сказку» (чтение и обсуждение сказок из сборника «Сказки народов мира» в 10 тт.)
Ø     «Добрый пример лучше ста слов»:
- Галерея  постеров  «Любимые книги любимых учителей».
Ø       Читающая семья:
- Родительские собрания «Глагол “читать” не терпит повелительного наклонения» (Д. Пеннак).
- Конкурс селфи «Мама, папа, книга, я – вместе дружная семья!».

- Создание видеоролика «Как стать родителем читающего ребенка».

- Дружеский турнир «Семью сплотить сумеет мудрость книг».
1-4 классы



5-10 кл.

Родители 1-11
 кл.

1-11 кл.

Родители 1-11 кл.

5 кл.
1 раз в неделю


Ноябрь

2 четверть


Ноябрь

Декабрь


Февраль
 Литературная гостиная «Поэзия, ты моего коснулась сердца…»
Ø  Конкурс чтецов  «Природа! Человек – твое творенье!»
Ø  Конкурс чтецов «Под сенью муз»
Ø   Час поэзии «Праздник белых журавлей» (памяти павших в Великой Отечественной войне)
Ø   Час поэзии «Тихая моя Родина…» (К 80-летию со дня рождения Н. Рубцова)
Ø  Час поэзии «Откровение души»
5 - 6 кл.

6-8 кл.
5 – 11 кл.

5-11 кл.


5-11 кл.
Октябрь

Ноябрь
22 октября

Январь


апрель
«Лаборатория творческого чтения»
Ø     Мини-сочинение «О книге нечитающему  поколению!».

Ø     Сочинение «Интервью  с любимым литературным героем».

Ø     Сочинение «Познавая творчество любимого писателя»

Ø     «Старые книги о главном»:
- К 95-летию со дня рождения Дж. Родари  театрализованное представление «Чиполлино и его друзья».
- Театрализованное представление по рассказу Я. Гашека «Рекламная сцена».

Ø          Театрализованная викторина по сказкам  Х.К. Андерсена

Ø     Творческая мастерская «Иллюстрируем сказку»: сказки красноярского писателя Эльдара Ахадова.
Ø     Выставка книжек – самоделок.

Ø     Выставка-игра (буриме) «Зимняя дорога»

Ø     Издание творческого сборника произведений обучающихся, педагогов, родителей  «Пегасик»
9 -10 кл.

7-8 кл


5-11 кл.




11А

Начальная школа, воспитанники д/с
5-6 кл.

1-4 кл.

Все читательское сообщество
Все читательское сообщество
Ноябрь

-«-


Октябрь


Ноябрь


Декабрь



Октябрь

Ноябрь

Ноябрь


Декабрь

Март
111 этап: Аналитико-обобщающий
Ø     Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве (публикация  материалов на сайте).
Ø     Представление материалов  на городской проект «Читающая школа».
Ø     Подведение итогов реализации проекта.
Ø     Анализ и обобщение опыта реализации проекта «Территория чтения»
Все читательское сообщество

Рабочая группа проекта
.
В ходе проекта
-«-

После завершения проекта